Принципиальная модель процессов Познания

 П Р И Н Ц И П И К А   English Version

ВЕДЕНИЕ ВО ВТОРУЮ ЧАСТЬ
     Главной задачей этой половины работы является развить у Читающего СПОСОБНОСТИ К ОБОБЩЕНИЮ громадных объёмов Информации, а также приблизить Его мышление к реальному ходу Эволюционно-исторических событий Современности. Изучение того "Бреда" философских Понятий и Их многогранных вымыслов, которые будут описаны здесь, не прибавит "гениальности" или "талантов", а лишь позволит лучше ориентироваться в повседневной жизни массового "словоблудия". Затрачиваемые усилия на осмысленное понимание, на согласие или противоречие с излагаемым, принесут пользу только для укрепления Личных воззрений на Мир, в котором живет каждый из Нас. Ну а перспектива формирования Космического типа Памяти зависит лишь от достижений Научно-технических Революций в сфере школьного образования. Что ж, если не лень, ПОЕХАЛИ!

2.1 ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССОВ ПОЗНАНИЯ
" На мысли дышащие силой, как жемчуг нижутся слова! "
( М. Лермонтов)

2.2.1. МАТЕРИЯ - ПОЗНАНИЕ - ИДЕАЛ
или Философские пределы человеческой мысли.

     Как высочайшее совершенство разума людей, парит над Нашими науками Философия /от греч. -любовь к мудрости/! А точеным алмазом Ее, сверкает во все стороны Мира ТРИЕДИНЫЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ, который заключается в совокупном осмыслении:

- Единства и Борьбы Противоположностей и Адекватностей;
- Мер достаточной необходимости при Количественно-Качественных переходах в развитии любых Систем (и наоборот при Качественно-Количественных);
- Отрицания Отрицаний при лучшем Повторении уже Повторявшегося.

     Эти три неотъемлемые черты любого процесса ни в коем разе нельзя отрывать от единовременности Их совместного применения. Можно, правда, уделять больше внимания ЧЕМУ-ТО из ТРИАДЫ, но никогда не следует забывать об ИХ обязательно общей РАБОТЕ. Прояснить ТРИЕДИНОСТЬ ЭТОЙ МЫСЛИЩИ Человеческого разума возможно через применение принципа вездесущих процессов ОТРАЖЕНИЯ.

1. Начнем с философского "ядра" Диалектики /от греч. - веду беседу, спор/, стержневым принципом которой является Всеобщая Связь. Она сознательно осмысливалась и осмысливается с помощью всей исторически-сложившейся системы категорий и законов Науки. Итак, в ракурсе принципов Отражения рассмотрим закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ нижеследующим образом.
     Любое Отражение есть результат воздействия Излучений, выражающийся как "сумма" Поглощенной и Переизлученной Частей, воздействующих на объект Энергий, которые производят в нем перераспределение упорядоченности. Процессы Поглощения и Переизлучения всегда противоположны по направлению и не могут существовать раздельно, ибо воздействие на объект порождается единым массивом внешнего Излучения. При этом качественные характеристики Поглощенной и Переизлученной частей воздействующего массива в основе своей однородны, можно сказать, адекватны, но поглощается та часть, которая наиболее соответствует энергетическим и информационным возможностям Тела. В этом как раз и проявляется природное Единство адекватностей, и их Борьба за части "Поглощенности" и "Переизлученности".
     Данным подходом, немного расширив область смыслового применения процессов Отражения, мы убеждаемся, что "ядро диалектики" является закономерным следствием принципа Отражений в предельно широчайшем Законе Природного Движения Материй.

2. Количественно - качественные "Переходы" определяются МЕРОЙ соотношения происходящих процессов Поглощения и Переизлучения внешних воздействий. При этом, присущая Природе операция "Сравнение" учитывает степень организации воздействующих Излучений и "характер" изменения переизлучаемых частей Их общего массива. Другими словами, информационную (преобладающе качественную) и энергетическую (преобладающе - количественную) Разность действующих состояний Системы: Тело-Среда. Здесь имеются две очень интересные особенности Данных "ПЕРЕПЛЕТОВ":

1) - чем выше степень организации Системы, тем мельче энергетическая единица природных затрат Тела на освоение эволюционно-доступных Ему информаций разного рода, т.е. скорость информационных поглощений Телом выше скорости Его энергетических поглощений одного и того же массива воздействующей Энтропии;

2) - чем крупнее условная единица энергий однородной информационности энтропийных воздействий осваиваемых Телом, тем ниже уровень организации Его работы в данной Системе; т.е. скорость информационных поглощений Телом ниже  скорости Его энергетических поглощений.

     Исходя из различия в скоростях поглащения (или переизлучения) энергетической и информационной частей воздействующей на Объект Энтропии Среды, можно сформулировать критерий /от греч. - средство для суждения/ Взаимопереходов между количеством и качеством системно-текущих процессов.

Мерой достаточной необходимости перехода от определенного количества к новому (более высокоорганизованному) качеству служит условие превышения скорости обработки Информационной Энтропии над скоростью обработки Ее Энергетической характеристики; а обратный переход (к менее организованному состоянию) обусловлен противоположным отношением в работе системных процессов над Этими же характеристиками энтропийной организации Среды.

3. Познавальческую сторону Отрицания Отрицаний в "триедином законе диалектики" определяет принцип Прогрессивной, либо Регрессивной смены организации Отражений. Она зависит от системно-используемой степени качественно-количественных перевоплощений Энтропии переживаемых Событий. Иными словами, каждое Новое повторение освоенных закономерностей (да и не только их) открывает более яркие грани применения старых знаний, с отказом от ранее признанных "табу" на распространение данных Сведений. Короче, "все новое это хорошо забытое старое"!

     После столь необычного разбора "ВЕРХУШКИ" Человеческой Мысли становится немного не по себе: "Как это можно, так спокойно брать и смело переворачивать "с ног на голову" вековые правила философской жизни ?". Да, именно смело  берем и "переворачиваем", ибо в исторические периоды создания этих фундаментальных законов мировоззрения, не было заковыристых проблем информатики, а энерго-энтропийные "дела" густо вуалировались "образной мудростью Востока".
     В настоящее время наступил кризисный момент, когда в ядерный век надо успеть сменить застоявшиеся мерки старого осмысления Земного бытия на осознанно новое мышление Разума, не только в политике мирного существования, но и в Миропонимании Разумной жизни в Общем!
     Для этого Мы вынуждены обратиться к наследию далекой и близкой древности, к понятиям "плоти", "духа" и "разума". Объективные истоки возникновения, "которых", Нам пока, доподлинно не известны, но последствия распространения "этих" слов - весьма знакомы.
     "Дух может существовать без Плоти !" - изречение старо как "древний мир" и в корне правильно! Не удивляйтесь (хотя без этого чувства трудно Познавать и Творить). Данное утверждение совершенно справедливо, так как "плоды" трудов действительно признанных творцов Человеческого Знания доподлинно живут вместе с Нами в Культуре, Науке и даже в Технике; несмотря на то, что "плоть" этих людей давно ушла по путям кругооборотов веществ в Природе. И все же, остановимся на "плоти" человеческой, ведь без "нее" невозможно проявление "Духа", а тем более "Разума"; ибо законы Эволюции беспощадны к попыткам "резко" оторваться от накопленного Природой опыта. Память безжалостна к Живым организмам, и поэтому безнаказанно пренебрегать Ее закономерностями непозволительно ни людям, ни даже "богам".
     Как мы ранее определили, среднее Сознание человека проявляется через рефлексы Целевого и Управленческого типов памяти, которые в долговременной "глубине" своих кладовых обуславливаются работой четырех видов рефлексов Социального и одним Целево-управленческого вида Индивидуального рода. Под Разумом же - пять видов Индивидуального рода и один вид Управленческо-Мировоззренческого характера "Вероисповедальческого" рода рефлексов. (Рис. 2).
     Скудная, на первый взгляд, характеристика Сознания и слабый намек на происхождение многоликого "Я" подводят Нас к главному: "К способности Осознавать и совершенствовать разумную работу целостного Организма". Посредством этого, возникающий в результате реализации Генетической, Безусловной, Условной и социальной базы "родителей" Дух новоявленного человека имеет возможность наблюдать проявление недоступных Ему реакций Организма. Результаты "Духовного" наблюдения за этими процессами разностепенной организации Отражений познаются и запоминаются посредством преобладающе Подсознательных (Генетический, Безусловный и Условный рода рефлексов) процессов, сопровождающих наблюдательные Отражения в индивидуальном Организме.
     Для моментов прояснения Подсознания одними наблюдениями не обойтись, ибо степень разумной организации Управленческих и Мировоззренческих отражений организма Человека очень высока, а скорость их протекания настолько велика (по отношению к первичному ощущению "Я"), что невольно начинаешь вспоминать "бога" и "его всемогущую десницу судьбы". Только за счет сознательно-разумного преодоления Страха перед неопределенностью, неустойчивостью "Духовного" самоощущения", Человек способен осваивать, творить и выражать свою надсознательную "Духовность" в плодотворном труде своей же "плоти", ибо только благодаря "Ей" формируются новые процессы Подсознания.
     Итак, "Дух" воспитывается во Плоти людей, которая позволяет "Ему" высвободиться наружу и снова воплотиться уже в Творческие достижения рамок современного Познания!
     Если следовать правилам словообразования, то слово "познание" произошло от более коренного слова "знание". Но при становлении наук, наблюдается обратная последовательность: в начале процесс Познания, а в результате получается Знание. Казалось бы игра слов; но не слов, а их смысла. В первом случае - подход с перобладающе-синтезирующим использованием грамматики словообразования, а во втором - преобладающе-анализирующий подход с позиции исторической последовательности развития. Так что ничего странного, смысловой "рефлекс" замкнулся и Мы "его" запомним. В далеком прошлом на Руси бытовало слово "ведать", которое по смысловой нагрузке может объединить понятия вышеупомянутых Слов; так как заключает в себе историческую мощь пройденных испытаний исследовательского поиска. Здесь, важно разобраться с необходимостью связи этих понятий, правильность осмысления и осознания которых творит социальную Прогрессивность "Разумной", "Духовной" и "Плотской" жизни людей.
     Познание есть процесс осмысления Сведений доступных Разумному Организму о Его же реакциях на ранее незнакомые состояния внешневнутреннего Мира. Этот процесс ведет Организм к совершенствованию имеющихся у Него типов Памяти за счет развития наивысшей (из обладаемых) степени организации Отражений воздействующей Энтропии многоликих Сред Своего обитания.
     Знание же, есть результат пройденных и проверенных поколениями процессов взаимодействия между человеческим Разумом и Энтропийным характером Его соприкосновений с Природой вообще. Иными словами, Знание приобретается сначала в форме обучения результатам испытанных достижений Человеческого опыта, а затем посредством приобретаемых Сведений о применении этого "багажа" в непрестанной борьбе исследовательского Разума с Энтропией открываемых "новостей" Эволюционирующего Мира.
     Вновь получаем "замкнутую цепь": Познание - Знание - Познание - Знание и т. д.. Но, что же первичнее,  "курица" или "яйцо"? Эта старая уловка Философии частенько запутывает многих людей. А ответ на "нее" прост: "Конечно же Курица!", но не современная "несушка высокой производительности", а ее древние предки из пресмыкающихся, которые потребляли в пищу известковые панцири моллюсков и, как следствие, их потомство оказалось в "надежной" скорлупе. Подобным по простоте экскурсом в "дни былые" можно спокойно утверждать, что процесс Познания по природе Своих действий первичнее Знаний уже рожденного, но еще неразумного, человечка. Но если обратить внимание на глубоко подсознательные рефлексы Человека, то предыдущая точка зрения пошатнется. Ибо зародыш опирается на генетически заложенные "знания" о предрасположенности своего будущего Организма к различным принципам наклонностей и дарований от родительского древа. К сожаления, а может быть и к радости, послеутробный период жизни, обусловленный социальным общением, способен навсегда "закопать" данные способности к разумному использованию "бессознательного наследия предков".
     Немного отвлеклись, и все же первичность процессов Познания (в форме обучения и накопления) для наших детей отрицать не стоит, иначе Разума у них не будет, а недоразвитое "сознание" с минимумом природной реализации генетически заложенных "знаний" лишит их способности к выживанию вообще и опустит на уровень широко известного "эффекта Маугли".
     Мы все за мирную жизнь на Планете! Что же мешает Нам осознать необходимость прогрессивного изменения своей жизнедеятельности? Ведь все просто и давно известно: Познавай, Знай и Используй; Еще раз Познавай и Созидай новые Знания, и снова Используй!
     Далее обобщим вышесказанное:

Прогрессивное Отражение Разумом взаимосвязей Тела и Его Сред обитания возможно лишь за счет Познавальческого накопления нового Знания о Мире нашей Природы.

     О трудноисчислимом количестве всевозможных вариаций в рефлекторной организации памяти Человека говорить очень сложно. Наш Организм, имея столь богатый опыт Эволюции Живого, с большими "неурядицами" осваивает природную сферу (Ноосферу) Своей разумной деятельности. Таков современный этап становления Человеческого Сознания. С покон веков древнего мира философы спорят о первичности существования Разума или Материи; об Идеале общечеловеческой Сути (общности порождения). Что ж, может Теория Отражения, не имела успеха, а может, не хватало научных знаний о закономерностях Природы, оставим эти прегрешения и вернемся к "грехам" современного поколения.
     Ныне на планете Земля проживает около шести миллиардов людей, из них более четырех миллиардов - верующие. Осуждать подавляющее большинство, мы не имеем никакого морального права, так как вышли и выросли из исторически-сложившейся Культуры, определенной религиозными учениями разных стран и времен. Сегодня налицо момент малой популярности Материализма, ибо с Ним труднее жить, а осваивать Его "азы" еще труднее - теряется ясность идеалов, появляется внутренняя неопределенность, порождающая страх "душевной пустоты" и т.п.. Это все означает, что с помощью выверено - отработанной системы религиозного "Всеобъятия" Природы, жить и управлять гораздо легче, чем в режиме постоянного шатания по трущобам Мироздания. Здесь большую роль играет склонность людей к "течению по пути наименьшего сопротивления". Сила Знаний - общепризнанна, а Мощь использования познавательных процессов лишь набирает популярность, посему мы и поставили перед собой цель вооружить людей стройной системой Знаний о Природе для борьбы с ростом Энтропии Среды Нашего обитания.

     То, что мы с Вами называем "Жизнью" людей Земли определяется сохранением экологических балансов Ее эволюционирующей Природы. В связи с бурно развивающейся "разумной" деятельностью Человека самой насущной проблемой Землян становится выбор между жизнью и смертью растений, животных и ландшафтных богатств нашей "Обители". Мы прежде всего люди, и самое главное - пока еще живые! Об Этом стоит задуматься.

     Кричащая диким воплем Природа уже не раз тыкала Наше скудное "Сознание" в могильные ямы "Его" же безответственного применения. Пора уже прийти к выводу, что Разумные дела людей всегда должны определяться минимальным нарушением экологического равновесия Биосферы и Геосферы, уникальность которых неимоверно редка для цивилизаций с нашим уровнем развития. Слова конечно красивые, толковые и правильные, но без познания коренных основ злостного пренебрежения упомянутым правилом, невозможно "воочию" представить Будущее и прекратить террор "безвинного" самоуничтожения.

     Далее, не растягивая повествование о том, как Мы "докатились до ручки" и своевременно опомнились, скажем, что вся причина в Идеалах Мировоззренческого воспитания Культуры и соответствующего Ей уровня обучения Знаниям о закономерностях информационно-энергетических кругооборотов в Природе. Согласитесь, что Человеческой Мыслью познано достаточно большое множество принципов Движения. Только один основополагающий принцип ОТРАЖЕНИЯ уже позволяет эффективно избегать неуклонного роста Энтропии (стремления закрытых систем к беспорядку), ибо Борьба с Ней и есть развитие и совершенствование Человека. На Этот подвиг способны лишь "открытые системы" c высокоорганизованным Сознанием передовых людей современности, пытающихся мало-мальски скомпенсировать разносторонние проявления "экологических результатов" формирующегося Разума Землян. Да, "добротные знания" уже есть, но "их" полезное применение наблюдается с трудом.

     Лишь удовлетворяюще-идеализированная система совершенствования "Открытых Систем" может дать немного успокаивающий результат для грядущих поколений. И только широкомасштабными мероприятиями по максимальному сохранению Био-Геосферных балансов Живого и Мертвого надо добиваться победы над кажущимся хаосом Мироздания. Этим искусством могут овладеть люди с хорошо поставленным ("без потолков") пониманием своеобразности "Духовной гармонии Живого".

     До недавних пор Религиозные вероучения не ставили реальных задач по сохранению "Творений рук Господних", и зачастую с пассивным смирением призывали ожидать "конца Света". А ведь Религии имеют историческую силу власти не только над Сознанием людей, но и над Разумом многих из них, поэтому могут славно потрудиться над данными проблемами, осуществив грандиозное по результату подспорье Науке и Рациональному управлению Нашей Жизнью.

Сейчас же для ВСЕХ важны два, насущных как воздух, Идеала:
"МИР БЕЗ ВОЙН И СМЕРТИ ЖИВОМУ!"

Back Home | 2.2.2  Модели | 2.2.3  Сравнение | 2.2.4  Истина  |  2.2.5 Природа | 2.2.6  Космос | Back Top

 << НАЗАД

ПРИНЦИПИКА: © 1984 - 2015 гг., авторские права принадлежат  Геращенко А.Л. E-mail
При использовании любой части данной работы ссылка на сайт автора обязательна.

ВПЕРЕД >>