Принципиальная модель Познания Цивилизаций

2.2.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ - СРАВНЕНИЕ - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
или "Спирали" философского моделирования Знаний.
  English Version

     Хотим Мы того или нет, а Наш организм (в частности - мозг) постоянно занимается Моделированием, ибо его деятельность основывается на рефлекторной работе нашей Памяти. В силу условий трудовой жизни, люди всегда выходят на стезю поиска известных или еще неизведанных Знаний и сталкиваются с необходимостью изучать или открывать для себя новые вершины исторически-испытанных "маяков" безбрежного океана Науки. Эти "Маяки" определены Философией, как целостно-оформленые Модели промежуточных результатов общего пути Познания, в виде цепочек развивающегося Смысла ряда фундаментальных Понятий Природного Движения. Стержневой осью научного поиска "истины" является нижеследующая цепь взаимодействий:

  --------- >--------     -------- >-------- -------- >-------  

------- >-------   

| |   | |   | |   | |
ПРАКТИКИ - ЭКСПЕРИМЕНТОВ - ТЕОРИЙ - ГИПОТЕЗ - ФАКТОВ
| |   | |   | |   | |
           -------- < --------           ------- < -------- ------- < --------  

------- < ------  

     Все СЛОВА данной "спирали" имеют иностранное происхождение, но Понятия ИХ Великого Смысла давно стали интернациональными! Далее приведем "классические" толкования ЭТИХ "титанов" научного Поиска.  (См. рис.5)

"ФАКТ /от лат. - сделанное, свершившееся/ - в обычном смысле синоним понятия истина, событие, результат; знание, достоверность которого доказана". /C.Э.С./

"ГИПОТЕЗА /от греч. - основание, предположение/ - научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно".

"ТЕОРИЯ /от лат. - наблюдение, рассмотрение, исследование/ - в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности объекта данной теории".

"ЭКПЕРИМЕНТ /от лат. - проба, опыт/ - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; Эксперимент осуществляется на основе Теории, определяющей постановку задач и интерпретации его результатов"./Ф.Э.С./

"ПРАКТИКА /от греч. - деятельность, активность/ - материальная, целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование объективной действительности; всеобщая основа развития человеческого общества и познания". /C.Э.С./

     Понятие "Факт" присуще ВСЕМ упомянутым категориям: т. е. Гипотезы имеют свои причинные факты, Теории тоже собирают и производят факты, об Экспериментах и говорить нечего, ну а в Практиках - их "тьма-тьмущая". Именно с практических фактов свершившегося явления исследователь запускает серию Разумных сравнений нового "материала" с уже известной науке информацией. На основе этого процесса определяется Практическое, Экспериментальное, Теоретическое и Гипотетическое использование получаемых Сведений.
     При неопровержимом отсутствии аналогов выявленного Факта происходит постановка глобального вопроса о соприкосновении Разума с совершенно неизвестными явлениями Природы. Ответной реакцией на такой вопрос становится процесс выявления степени исторической необходимости Познания данного явления. Признание этой необходимости запускает цепь научных исследований в обратном порядке. Первым следует построение Гипотезы: попытка связать воедино разрозненные факты, нащупать причинно-следственные связи, создать обобщенную модель внешне непротиворечивых взглядов на Объективируемое. Дальнейшее совершенствование модели осуществляется при помощи математических средств абстрактной интерпретации количественно-качественных отношений в Объекте исследований. Эти средства моделирования позволяют созидать Теоретическое представление об Информационно-энергетических характеристиках Энтропии познаваемого Явления. Но любая такая Теория зависает в "воздухе сомнений" до тех пор, пока не будет подтверждена результатами физико-химических Экспериментов, построенных на расчетах выдвигаемой на проверку Теории. Факты серии разнообразных экспериментов считаются достоверными, если совпадают с аналогичными проявлениями исследуемого "Оригинала" и предоставляют возможность создания "Его" Физических и Химических моделей. Критерий Истинности полученных Сведений определяется полезностью Их Практического применения. Уровень Психобиологической эффективности массового использования добытых Знаний постепенно вводит Данное явление в общественную жизнь Нашего Сознания.
     Познание последовательности смысловых перевоплощений многостороннего понятия "Связь" поможет глубже осознать процесс исследовательской деятельности Человека и постепенность совершенствования добываемых Им Знаний. Разные УРОВНИ понимания "Данной" категории в большей или меньшей степени, заключенного в НИХ смысла, имеют приуроченность к уже знакомому "Стержню Познания". В силу этого, необходимо упорядочить последовательность применения "Ее" категориальных характеристик в следующем виде:

-------- > >--------- -------- > >--------- -------- > >--------- -------- > >---------

  |

| | | | | | |

|

(П)-

Меры Связи -(Э)- Свойства Связи -(Т)- Отношения Связи -(Г)- Условия Связи

-(Ф)

  |

| | | | | | |
-------- < <--------- -------- < <--------- -------- < <--------- -------- < <---------

     В практической деятельности люди пользуются исторически сложившимися и научно установленными Мерами, единицы которых характеризуют минимальные величины освоенных сведений о сфере применения своего труда. Если же в сферу действия человеческой Практики попадает явление, к которому не подходит ни одна из "обиходных" Мер, то при желании определиться, люди обращаются к Экспериментальным сведениям или действиям с целью выяснить Свойства данного явления и перспективную возможность Их практического использования. При отрицательном результате таких попыток, нормальные люди прекращают дальнейший поиск (это "практики"), а ненормальные (это люди с предрасположенностью к науке) обращаются к Теоретическому Знанию, дабы через применение известных законов Природы выяснить в каких Отношениях состоит заинтересовавшее явление с проблемами Науки и Техники. Когда Отношения Связи в этом явлении еще не определены даже Гипотетическими вариантами Познания, то человек останавливается перед вопросом выяснения Условий возникновения столь загадочного Факта этого явления вообще! Такой человек называется ученым-исследователем, а его мысли начинают работать в обратном направлении познавальческих действий описываемой цепочки научных категорий.
     Путь Разумного созидания Знаний берет свое начало от обнаружения Связи достаточных и необходимых Условий происхождения исследуемого явления. Далее на Их основе, следует построение Гипотезы, объясняющей это явление. Затем происходит выяснение информационно-энергетического Отношения Связей в объективируемом гипотезой Явлении, что приводит к формированию Теоретического обоснования Его Энтропии. Применяя теоретически проясненные Отношения Связи, исследователь разрабатывает физико-химические Эксперименты. Сравнение Их результатов с реальными Фактами существования выделенного Явления, дает право судить о Связях Его природных Свойств. При удачном исходе Экспериментального подтверждения выдвигаемой Теории, строится серия психобиологических опытов для изучения Практического применения определенных Мер Связи исследуемого Явления. Полезность Связующих Соразмерностей определяется минимальной погрешностью Их "единичной" идеализации, на учете которой базируется достаточная завершенность Знаний исследованного Явления Природы.
     Понятие слова "СМЫСЛ" является наипервейшим определением любой деятельности произвольной мысли человеческого Организма, т.е. Человек, употребляя разные средства общения, всегда пытается выразить внутренне-отраженную упорядоченность сведений воспринятых Его памятью. Если выражаемое людьми, обладает большой степенью смыслового сходства, то они понимают друг друга, и тут же создают свои взаимоприемлемые ПОНЯТИЯ об упорядоченности пережитых и переживаемых Событий их совместной жизни. Из вышесказанного следует, что Смысл ПОНЯТИЙ является универсальным средством интернационального общения. Именно по этому данный процесс установления разных связей, можно определить в форме цепочки философского восприятия слова "Смысл": Методы - Законы - Категории - Понятия.
(См. рис.5)

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ АНАЛИЗ --->                                                                                
-------- > >--------- -------- > >--------- -------- > >--------- -------- > >---------

  |

МЕРЫ Связи | | СВОЙСТВА Связи | | ОТНОШЕНИЯ Связи | | УСЛОВИЯ Связи

|

(П)-

+ -(Э)- + -(Т)- + -(Г)- +

-(Ф)

  |

Смысл МТДОВ | | Смысл ЗАКОНОВ | | Смысл КАТЕГОРИЙ | | Смысл ПОНЯТИЙ

|

-------- < <--------- -------- < <--------- -------- < <--------- -------- < <---------

                                                                               <--- ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ СИНТЕЗ

     Эволюционная Практика Человеческого общения произвела великое множество разноязыких Слов с равнозначным Пониманием на Их Смысловой нагрузки. Следующей степенью Обобщений отличается словарный запас научной мудрости, использующий слова Категориального Смысла. Познавальческое применение слов с Категориальной значимостью, позволяет Человеческому Разуму фиксировать Свои наблюдения за Природными процессами в Смысле слова "ЗАКОН". Уровень смыслового обобщения, КОТОРОГО объясняется Категориальными словами, которые имеют свое достоинство всеобщности в рамках объективируемой Системы Познания. Данный Смысл ЗАКОНА всегда отражает необходимо-существенные и устойчиво-повторяющиеся Связи познающегося Объекта. Совершенство определения смысловой нагрузки характеризуется эффективностью ее применения в Цивилизационной Практике общежития. Этот процесс уже осуществляется при использовании слова "МЕТОД", Смысл которого заключается в осознано-упорядоченном употреблении Понятий, Категорий и Законов осмысливаемой сферы Познания.
     Описывать работу вышеприведенной схемы, надобности нет. Однако, следует отметить, что цепь совершенствования познаваемых СВЯЗЕЙ определяет преобладающе анализирующую деятельность исследователя, а цепь такого же развития СМЫСЛА - ее преобладающе синтезирующее направление. К этому добавим, " СТЕРЖЕНЬ ПОЗНАНИЯ " определяет философские "Модели" общего процесса поиска сведений о заинтересовавшем Явлении. "Они" выражают промежуточные результаты аналитико-синтезирующей деятельности исследователей.
     Рассмотрим еще одну цепочку философских категорий /от греч. - высказывание, признак/: Необходимости, Формы, Содержания, Сущности ЯВЛЕНИЯ. Смысловой объем многозначности поминаний слова "Явление" - бесспорно самый большой из Приведенных, так как его коренное происхождение кроется в древнеславянском слове "Явь", которое вполне равнозначно современному понятию "Природа". Что ж, имеем интересное открытие о том, что понятие ЯВЛЕНИЕ (по уровню обобщения) встает в один ряд с понятиями "МАТЕРИИ". Опираясь на столь основополагающее заключение, построим последовательность ЕГО постепенных перевоплощений.  (См. рис. 7)

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ АНАЛИЗ --->                                                                                
-------- > >--------- -------- > >--------- -------- > >--------- -------- > >---------

  |

МЕРЫ Связи | | СВОЙСТВА Связи | | ОТНОШЕНИЯ Связи | | УСЛОВИЯ Связи

|

(П)-

+ -(Э)- + -(Т)- + -(Г)- +

-(Ф)

  |

Смысл МТДОВ | | Смысл ЗАКОНОВ | | Смысл КАТЕГОРИЙ | | Смысл ПОНЯТИЙ

|

-------- < <--------- -------- < <--------- -------- < <--------- -------- < <---------
||| ||| ||| |||
СУТЬ
Явлений
СОДЕРЖАНИЕ
Явлений
ФОРМА
Явлений
НЕОБХОДИМОСТЬ
Явлений

 
                                                                             <--- ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ СИНТЕЗ

     Смысловая эволюция ДАННОГО понятия начинает свой путь со Случайности попадания какого-либо явления в поле деятельности человеческого Сознания, что может привести к Необходимости данного Явления. Осознание НЕОБХОДИМОСТИ этого Явления приводит к обнаружению Его ФОРМЫ, с последующим выяснением СОДЕРЖАНИЯ этого "формулизированного" Явления. Затем, развивая глубину Содержания исследуемых ФОРМ познающегося Явления, происходит выделение Его СУЩНОСТИ, КОТОРАЯ должна удовлетворить Научный уровень Знаний Общества. Глядя на построение ЭТОЙ цепочки, кажется, что вроде все разумно и даже на своих местах; но первые впечатления зачастую спорны, ибо мешает "спектру достоверности" понятие слова СЛУЧАЙНОСТЬ. ЕЕ смысл древние немцы определяли поговоркой: "Ничего случайного в жизни не бывает, есть лишь ненайденная причина." Поверим им на слово и оставив, ЕЕ на растерзание математической теории Вероятности, вернемся к описываемой последовательности.
     В таком варианте, ЭТА ЦЕПОЧКА исключает "анархическое" применение известных Знаний о сущности, содержании, форме и необходимости конкретно или абстрактно исследуемыхявлений. Ибо, информация в процессе Познания постоянно растет, и ориентироваться в поиске Истины без этих последовательностей очень трудно. Толкованием последней схемы заниматься не будем, Принцип ее использования остается прежним.
     Теперь расмотрим немного необычную Цепочку философских средств производства, Которая сразу намекает на достижения "боевого" Искуства "военизированных" мыслей познающего Разума. Но любое Искуство есть выражение Человеческой Мудрости, а это означает, что у военной области Знаний есть, что взять на пользу, а не во вред Цивилизации. В начале приведем "классические" определения предлагаемого ряда понятий. (См. рис.5)

"ОПЕРАЦИЯ /от лат.- действие/ - 1)(военн.) совокупность ударов, боев, сражений, согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту, проводимых оперативными объединениями одного или нескольких видов вооруженных сил по единому замыслу и плану для решения операционных и стратегических задач; - 2) (в выч. технике) выполнение вычислительной машиной какого-либо действия над исходными величинами (включая их передачу) по одной из команд программы; - 3) законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи." /С.Э.С./

"ПОЗИЦИЯ /от лат.- положение/ -1) (военн.) полоса (участок, район) местности (акватории), занятая или намеченная для занятия войсками (силами) и ведения боя; как правило оборудуется в инженерном отношении; в сухопутных войсках П. бывают: передовые, основные, запасные, отсечные, огневые, выжидательные, стартовые и др.; -2) точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение обусловленные этим отношением; - 3) положение, расположение чего-либо ( например, фигур на шахматной доске )." /C.Э.С./

"ТАКТИКА /от греч.- искусство построения/ - составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооруженных сил; Т. занимает подчиненное положение по отношению к оперативному искусству и стратегии" /C.Э.С./

"СТРАТЕГИЯ /от греч.- стратег, в древней Греции военноначальник, облеченный широкими военными и политическими полномочиями (в современном значении - полководец, руководитель крупных военных операций)/ - высшая область военного искусства, охватывает вопросы теории и практики подготовки страны и вооруженных сил к войне, ее планирование и ведение, исследует закономерности войны, разрабатывает способы и формы подготовки и ведения стратегических операций, определяет задачи фронтам, флотам и армиям, распределяет силы по театрам военных действий и стратегическим направлениям ...; С. едина для вооруженных сил, и ее рекомендации обязательны для всех видов вооруженных сил." /C.Э.С./

     Да, если бы такой серьезный уровень организации использовался бы при научном Познании, то трудно даже представить, куда бы Мы сейчас летали на межпланетных кораблях! Но, мечты - мечтами, а пока: "Наши силы - не дальше орбиты, Наши планы - просторы Миров!", и следовательно, нам пора "гнуть" дальше свою "линию наступления" или "обороны".
     Мы - люди Разумные и подавляющее большинство землян желают и требуют только мирных Действий на планете, поэтому понятия "войны" и "боя" в Настоящем и Будущем должны употребляться лишь для страстной борьбы с Невежеством и Безграмотностью не только в процессах Познания, но и в Обучении и Просвещении народов Мира.
     Исходя из этой цели, предлагаем следующий путь исследований: от СТРАТЕГИЙ Познания, охватывающих благородные устремления человеческой деятельности и мыслей его Разума к ТАКТИЧЕСКИМ определениям "театра боевых действий" исследователя, на основе которых создаются и оборудуются ПОЗИЦИОННЫЕ опоры познавальческого труда ученых, жаждущих перейти к ОПЕРАТИВНОМУ использованию полученных и получаемых результатов Поиска истинных Знаний.
     Итак, для уже знакомой схемы имеем: СТРАТЕГИИ Познания, ТАКТИКИ Познания ПОЗИЦИИ Познания, ОПЕРАЦИИ Познания; каждые из КОТОРЫХ занимают свое поле преобладающих влияний на общий ход исследовательских работ.   (См. рис. 8)

ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ АНАЛИЗ --->                                                                                

 

ОПЕРАЦИИ
Познания
ПОЗИЦИИ
Познания
ТАКТИКИ
Познания
СТРАТЕГИИ
Познания
||| ||| ||| |||
-------- > >--------- -------- > >--------- -------- > >--------- -------- > >---------

  |

МЕРЫ Связи | | СВОЙСТВА Связи | | ОТНОШЕНИЯ Связи | | УСЛОВИЯ Связи

|

(П)-

+ -(Э)- + -(Т)- + -(Г)- +

-(Ф)

  |

Смысл МТДОВ | | Смысл ЗАКОНОВ | | Смысл КАТЕГОРИЙ | | Смысл ПОНЯТИЙ |
-------- < <--------- -------- < <--------- -------- < <--------- -------- < <---------
||| ||| ||| |||
СУТЬ
Явлений
СОДЕРЖАНИЕ
Явлений
ФОРМА
Явлений
НЕОБХОДИМОСТЬ
Явлений

 
                                                                             <--- ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ СИНТЕЗ

На данном этапе Моделирования базовый принцип приведенных последовательностей повышения и понижения степеней познавальческого Обобщения также остается прежним.
(См. рис.5)

Back Home  | 2.2.1  Познание | 2.2.2  Модели | 2.2.4  Истина  |  2.2.5 Природа | 2.2.6  Космос |  Back Top

 << НАЗАД

ПРИНЦИПИКА: © 1984 - 2015 гг., авторские права принадлежат  Геращенко А.Л. E-mail
При использовании любой части данной работы ссылка на сайт автора обязательна.

ВПЕРЕД >>