Принципиальная модель Познания Цивилизаций

2.2.4. СРАВНЕНИЕ - ИСТИНА - ПОИСК
или "Ступени и Пролеты лестницы Познания"
  English Version

     Новая степень обобщения затрагиваемых нами Проблем заключается в построении целостной модели смыслового взаимопересечения ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕПОЧЕК Философских Знаний. Для разумного понимания Единства задействованных в ЭТОЙ модели Слов и несомых Ими Смыслов, введем неизвестное ранее понятие "0"-ПРИНЦИП ("ноль-принцип").

" "0"-ПРИНЦИП - философски-комплексная система последовательного взаимодействия мыслей и деятельности людей в процессах исследования познающихся Объектов, основанная на РАЗНОТИПОВОЙ организации Отражательных возможностях Человеческой ПАМЯТИ".  

     О "четырех-пролетном" течении процесса Познания мы говорили неоднократно, что ж вернемся к ним снова:(См. рис.5)

1) Материализирующий и Идеализирующий подход Философии;
2) Информатизирующий и Энергетизирующий подход Математики;
3) Физицирующий и Химизирующий подход Естествоиспытательных наук;
4) Психологизирующий и Биологизирующий подход Гуманитарных наук.

     Так как все эти "пролеты" не являются целостно-совершенными системами Знания о Природе и являются лишь развивающимися Путями общего процесса Познания, то их нельзя определять, как нечто подобное законченной Модели, которую мы описываем при помощи идеализированной цепочки ПРАКТИКА - ЭКСПЕРИМЕНТ - ТЕОРИЯ ГИПОТЕЗА - ФАКТ. Несмотря на это, "они" определяют последовательные стадии эволюционного развития Знаний об этапах Разумного осмысления познающихся Объектов. Эти процессы очень динамичны, посему из Сведений, которые добываются упомянутыми науками, люди формируют и производят промежуточные модели практического, экспериментального, теоретического, гипотетического и фактического применения на каждом из упомянутых "пролетов", т.е. любая из Наук имеет свои факты, гипотезы, теории, эксперименты и практики.
     Разделим взаимообуславливаемые "Пары" перечисленных подходов соответственно преобладающим направлениям использования сфер влияния "Их" деятельности: (См. рис. 6)

1) на Науки с преобладающе-Синтезирующей направленностью Своего применения, т.е. использующие в большей мере Идеализирующий, Информатизирующий, Химизирующий Психологизирующий методы добычи новых Знаний;

2) и на Науки с преобладающе-Анализирующей ориентацией Своих действий, т. е. применяющие Материализирующий, Энергетизирующий, Физицирующий и Биологизирующий методы добычи этих же Знаний об исследуемом Объекте.

     Из вышесказанного имеем следующее:

ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ процессов АНАЛИЗА и СИНТЕЗА 
определяют движение познавальческой мысли исследователей к Истине!

     В чём же заключается ПРЕОБЛАДАНИЕ Этих Мировых Процессов? На чём зиждется ПРИНЦИП ПРЕОБЛАДАНИЯ вообще? Ответим вначале на второй вопрос.
     В Генетике существуют понятия Доминирующего (подавляющего) и Рецессивного (отступающего) признаков какого-либо Организма живой природы. На основе этих понятий объясняются две закономерности наследственной передачи Его особенностей.

1. В первом поколении наследство внешне выражается в Доминирующем признаке, пряча возможную Рецессивность внутри внешних проявлений формы.
2. Во втором поколении потомства исходного "материла" Доминанта проявляется уже в соотношении "3:1", т.е. три вида с ярким проявлением "Подавляющих" признаков и один с внешним проявлением "Отступающего". Этот закон выполняется при условии четко определенной единичности Изначальных признаков у родителей, что называется "моногибридностью".

     В нашем случае взаимодействий Смысла описанных ранее "цепочек" Познания, определяющими признаками исходных Словосочетаний является Дигибридность их "родителей", т.е. парность "родительских" признаков. Этим обуславливается результат двойственного переплетения смысловых полей Понятий, используемых для формирования "0"-ПРИНЦИПА. Организация употребляемых Категорий произведена посредством выделения Рецессивности Понятия, определяющего общность объединения используемых Слов какой-либо из философских "цепочек" познания. При этом, совместное употребление "смысловых полей" этих "цепочек" будет определяться Доминированием основной стадии соответствующего "пролета" и Рецессивированием признаков остальных "пролетов", способных объединять различные стадии фрагментально-выбранной "ступени" данного "пролета". Такое Доминирование на любом из четырех уровней Познания становится Рецессивным по отношению к новой Доминанте, определяемой более высокоорганизованным характером рефлексов, используемых памятью исследователей.
     Данное толкование, без зрительного подкрепления абстрактной моделью, практически обречено на непонимание, ибо такой уровень обобщений - весьма непривычен, а для многих - сверхнов. Поэтому попробуем подойти к пониманию объясняемого с позиций наглядного выражения смысловой нагрузки "0"-ПРИНЦИПА. (См. рис. 9) Пусть с одной стороны, Путь познания от "чистой Практики" к "чистому Факту" проходит четыре Преобладающе-анализирующие стадии, т.е. от "биологических" способностей Нашего Организма к возможностям Его "физического" использования, с последующим восхождением от полевых взаимодействий Нашего восприятия ("энергетизма") к убеждению в "материализме" объекта исследований по отношению к нашему Разуму. Но на этих стадиях господствуют: в первой - "экономика жизни", (в частности Медицина); во второй - естествоиспытательные науки (Физика и Химия); в третьих - Информатика и Энергоэнтропика, а в четвертой - Философия и Религия. Каждая из этих научных отраслей единого дерева Познания имеет возможность залезть и в остальные науки с целью поддержать или разбить истинность Системы Их Знаний. А это означает, что на какой-то одной из четырех упомянутых стадий познания в определенные моменты продвижения исследовательской работы, между промежуточными моделями Знаний начинают действовать признаки Доминирования (подавления) и Рецессивирования (отвлечения), обусловленные научными подходами трех остальных стадий общего хода исследований.
     Таким образом, происходит познавальческое взаимодействие разных наук, которое порождает новые Знания о заинтересовавшем Объекте. Последовательность таких взаимосвязей сопровождается определенными признаками Доминирования:

- переход от чисто-Практических данных к чисто-Экспериментальным носит Психо-Биологизированные признаки появления исследуемого Объекта в нашем Сознании;
- переход от чистого Эксперимента к чистой Теории - Физико-Химические признаки;
- от чистой Теории к чистой Гипотезе - Информационно-Энергетические признаки;
- от чистой Гипотеза к чистому Факту - Материально-Идеализированные.

     Все эти признаки имеют Доминирующие достоинство в "полосовых зонах" определенного ими перехода. "Они" обладают своими цепочками циркуляций от практики до факта и обратно, в которых уже "их" собственные переходы соответственно обуславливаются другими доминирующими и рецессивирующими признаками. Но эти "ступенчатые" признаки играют менее важную роль по отношению к объединяющим их" пролетам" лестницы Познания. (См. рис. 9)
     На данном этапе объяснения составных частей "0"-ПРИНЦИПА получается процесс, подобный генетическому понятию "дигибридного скрещивания". Его суть выражается так: первичное восприятие заинтересовавшего Объекта определяется по Доминирующему Признаку, который характеризует "полосовую зону" используемых Знаний; при вторично-внутреннем восприятии(втором поколении словоосмысления) этого же Объекта рождается целое множество Сведений с проявлением сочетаний Доминантных и Рецессивных признаков в следующем числовом отношении: "9:3:3:1".

1. Девять вариантов имеют внешнее проявление первого доминирующего признака определенной исследователем стадии Знаний.
2. Три - обладают вторым доминирующим признаком.
3. Три - первым рецессивным.
4. И лишь один имеет достоинство полностью рецессивных признаков.

1. Из Девяти первых впечатлений, полной чистотой доминирования обладает только Один процесс. Остальные несут внутренний "изъян" рецессивности (к стати, обуславливающий дальнейшие исследования).

Четыре из девяти первых имеют достоинство общепринятой доминантности, т.е. идеализированы для системы массового обучения. Они создают мнимую плоскость (по диагонали) между знанием и незнанием, между старым и новым.

Два других характеризуют хорошо заметную доминантность первого признака и ярко выраженную Доминантность второго, но со скрытым "дефектом" второй рециссисности.

Остальные два наоборот: "добротную" доминантность второго признака и "дефектованную" первого. Здесь проявляется принцип ПРЕОБЛАДАНИЯ одной рециссиваности над другой, одной доминантностью над другой и в их общей совокупности.

2. Из Трех "гибридов", определяемых сочетанием Первой доминанты со второй рецессивностью, лишь один имеет определенную "чистоту" Рецессивности, а оставшиеся два - скрытый дефект от доминантности первого признака.

3. Из следующей Тройки "скрещивания" философских слов категориального смысла, посредством сочетания наглядно-выраженной Рецессивности первого признака и Доминантности второго, лишь один "гибрид" имеет полную чистоты рецессивности и такой же оттенок доминантности. Остальные два "дефектованы" по доминанте второго признака.

4. Полный набор рецессивных признаков, обуславливаемых исходной попыткой осознания конечного Факта неизвестности воспринятого сознанием Явления, присущ только единственному из возможных сочетаний. Именно им характеризуется встреча с совершенно неизведанным Объектом Природы.

     Соответственно объемно-представленной модели, "0"-ПРИНЦИП базируется на 4-ех видах рефлексов Социального рода, 3-ех видах Условного рода, 2-ух Безусловного и 1-ом Генетического. Каждый Рефлекс состоит из замкнутого кольца соответственно-организованных процессов Анализа и Синтеза. Описываемая Модель формируется Управленческим типом рефлекторной обработки переживаемых Событий научного поиска. Этот процесс дает расширенное представление о составных частях общей структуры рефлексов. Данные части представлены в форме векторов, определяющих шесть замкнутых друг на друга "ребер" кубизированного "0"-ПРИНЦИПА. Необходимо также отметить, что произвольно соприкасающиеся два вектора характеризуют общую направленность "граневых" подходов к исследуемому. (См. рис. 9)

Этих "ГРАНЕЙ" тоже шесть:

1. "Грань" преобладающе Чистого анализа обуславливает организацию и употребление смысловой многоликости слова СВЯЗЬ посредством скрещивания ЕЁ смысловых полей с пониманием Мер, Свойств, Отношений и Условий возникновения познающихся Объектов.

2. "Грань" Чистого анализа определяет движение исследовательской мысли от Биологических осмыслений сущности Познающегося через Физические и Энергетические подходы ученых к Материалистическому осмыслению объективных сведений об исследуемого Явления.

3. "Грань" чисто Преобладающего анализа заключает в "себе" структуру ведения боевых действий в отношении общего процесса исследований, что определяется переплетением смысловых нагрузок другой цепочки философских категорий: Операция, Позиция, Тактика и Стратегия, в соединении с понятием слова ПОЗНАНИЕ.

4. "Грань" чисто Преобладающего синтеза дает возможность определения и производства Знаний посредством использования "новорожденных" выражений СМЫСЛА познаваемых явлений, которые развиваются при ЕГО скрещивании с философской цепочкой осознания Понятий, Категорий, Законов и Методов существования данных процессов.

5. "Грань" Чистого синтеза помогает созидать новую организацию представлений об исследуемом Объекте по пути комбинационного движения мыслей от Идеализирования непознанной первичности явлений через Информатизирующий и Химизирующий подходы науки к Психологической полезности или вредности Познающегося.

6. "Грань" Доминирующе чистого синтеза созидает популярные интерпретации уровней освоения Исследуемого посредством определения смысловой эволюции слова ЯВЛЕНИЕ, глубина познания которого фиксируется во взаимосвязанных переплетах Необходимости, Формы, Содержания и Сути изведанного Объекта.

     В основе жизнедеятельности Человека, да и любого Организма, лежат РЕФЛЕКСЫ /от греч. - отражение/. Без ИХ сбалансированного формирования Жизнь в Природе невозможна! Итак, "старая" форма: АНАЛИЗ + СИНТЕЗ = РЕФЛЕКС.
     "Новые" особенности человеческих Рефлексов постараемся объяснить при помощи "временных" характеристик Их работы. "Данные оттенки" анализо-синтезирующих Связей таковы:

1) ПОСТОЯННЫЕ связи (передаются по наследству, работают круглосуточно, пока жив Организм);
2)
ПРОГРАММНЫЕ связи (формируются под действием ситуационных обстоятельность жизнедеятельности);
3)
ПЕРИОДИЧНЫЕ связи (организуются под действием природных процессов, обусловленных регулярно повторяющимися воздействиями Среды обитания).
(См. рис. 9)

     Если представить ЭТИ характеристики Рефлексов уже в "кубизированной" форме, то будем иметь три последовательно-сопряженных "вектора" Анализа и таких же три "вектора" Синтеза. В совместно-замкнутом состоянии, эти "вектор" - процессы образуют две асимметричные тройки, что в совокупности дает объемно-наглядную модель построения Рефлекса. Таким образом, анализо-синтезирующее взаимодействие МЕЖТИПОВЫХ связей общей модели Памяти Организма сопровождается ПОСТОЯННЫМ характером природно-воспринятого течения времени. А ВНУТРИТИПОВЫЕ связи Рефлекторных процессов анализа и синтеза, между представительствами имеющихся в наличии типов, обладают достоинствами ПРОГРАММНОГО и ПЕРИОДИЧЕСКОГО характеров Их работы.
     Учитывая новые стороны Рефлекторной работы, попробуем развернуть смысловое содержание вышеописанных положений в усовершенствованном виде. Начнем с процессов Синтезо-Анализирующего характера первой Грани ИНКУБАТОРА ЗНАНИЙ, Которая определяет разностепенную организацию смысла глобальной категории СВЯЗИ. (См. рис. 9)

1. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ + ПОСТОЯННЫЙ АНАЛИЗ = ПРЕОБЛАДАЮЩЕ-ПЕРИОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2. П0СТОЯННЫЙ АНАЛИЗ + ПРОГРАММНЫЙ СИНТЕЗ = ПРЕОБЛАДАЮЩЕ-ПОСТОЯННЫЙ АНАЛИЗ
3. ПРОГРАММНЫЙ АНАЛИЗ + ПЕРИОДИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ = ПРЕОБЛАДАЮЩЕ-ПРОГРАММНЫЙ АНАЛИЗ
4. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ + ПОСТОЯННЫЙ АНАЛИЗ = ПРЕОБЛАДАЮЩЕ-ПЕРИОДИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ
5. П0СТОЯННЫЙ СИНТЕЗ + ПРОГРАММНЫЙ СИНТЕЗ = ПРЕОБЛАДАЮЩЕ-ПОСТОЯННЫЙ СИНТЕЗ
6. ПРОГРАММНЫЙ СИНТЕЗ + ПЕРИОДИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ = ПРЕОБЛАДАЮЩЕ-ПРОГРАММНЫЙ СИНТЕЗ

      Несмотря на то, что "векторные определители" движения познавальческой мысли немного описаны, нужно отметить, что представления о динамических Функциях модели "0"-ПРИНЦИПА не дают ясного ощущения реальной работы описываемого "инкубатора открытий". Посильную помощь в разрешении этой проблемы нам окажет необычное использование понятия ЕДИНОСТИ общепринятого деления времени на ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, а также принципа Доминантности и Рецессивности признаков употребляемых в модели понятий. Данный способ станет заветным "ключем" предлагаемой Системы "0"-ПРИНЦИПА.
     Изначальные направления процессов ПОТРЕБЛЕНИЯ и ПРОИЗВЕДЕНИЯ Сведений о Среде Познания вполне доступно показаны на рисунках абстрактной модели. Но при более детальном рассмотрении возникают трудности в наблюдения за ИХ "внутренним" течением. Они заключаются в борьбе с неопределенностью временных соотношений между ИЗВЕСТНЫМ и НЕИЗВЕСТНЫМ, которая обнаруживается при исследовании СТАРЫХ и НОВЫХ моделей Познающегося. Объясним это противоречие в следующем ракурсе преобладания доминантно-рецессивного применения ДАННЫХ понятий.
     Пусть понятия ИЗВЕСТНОГО и НЕИЗВЕСТНОГО в процессе Потребления имеют достоинство ПРОШЛОГО и БУДУЩЕГО, а понятия СТАРОГО и НОВОГО (в привязке к этому же процессу) выражают смысловое преобладание НАСТОЯЩЕГО времени. Т.е. при переходе сознательного внимания исследователя от определения ближайшего ПРОШЛОГО к прогнозированию ближайшего БУДУЩЕГО его мысли будут концентрироваться в НАСТОЯЩЕМ времени. Целью этого положения является обеспечение продуктивности оперативного накопления Сведений о заинтересовавшем Объекте.
     Для процесса ПРОИЗВОДСТВА знаний из добытых Сведений, ЕГО "временные" характеристики предстают в другом виде. Понятия СТАРОГО и НОВОГО приобретают достоинства ПРОШЛОГО и БУДУЩЕГО, а понятия ИЗВЕСТНОГО и НЕИЗВЕСТНОГО, наоборот, выражают характерные оттенки ПРОШЛЫХ (имеемых) и БУДУЩИХ (ожидаемых) Сведений на НАСТОЯЩИЙ момент времени.
     Процессы ВВОДА и ВЫВОДА Данных сопровождаются как Потреблением, так и Производством Знаний в следующем порядке позиционирования временных характеристик обрабатываемых Сведений.

ПОТРЕБЛЕНИЕ:

Пн ---> пН ---> Нб ---> нБ

ПРОЦЕСС (A или С):

||| ||| ||| |||
ИЗВЕСТНОЕ <-> СТАРОЕ <-> НОВОЕ <-> НЕИЗВЕСТНОЕ
||| ||| ||| |||

ПРОИЗВОДСТВО:

пН ---> Пн ---> нБ ---> Нб

При ПОТРЕБЛЕНИИ каких-либо воздействий внешней Среды понятия "НЕИЗВЕСТНОЕ" и "ИЗВЕСТНОЕ" несут смысловую характеристику доминирования (ПРЕОБЛАДАНИЯ) БУДУЩЕГО и ПРОШЛОГО в целостно-определенном процессе обрабатываемых сведений, а понятия "СТАРОГО" и "НОВОГО" - смысловую нагрузку рецесивирования (срытого присутствия) ПРОШЛОГО и БУДУЩЕГО в привязке к моментальности НАСТОЯЩЕГО, которое определяет сфокусированность процессов познавальческого потребления сведений. (См. рис. 9)

При ПРОИЗВОДСТВЕ же наоборот: "СТАРОЕ" и "НОВОЕ" приобретают достоинство сильного ПРЕОБЛАДАНИЯ определенных характеристик ПРОШЛОГО и  БУДУЩЕГО времени, а "ИЗВЕСТНОЕ" и "НЕИЗВЕСТНОЕ" - достоинства малого присутствия ПРОШЛОГО и   БУДУЩЕГО по отношению к определению НАСТОЯЩЕГО момента созидания знакового выражения Знаний. (См. рис. 9)

     Если немного поразмыслить над определением истоков осознания Человеческих дум, то довольно легко убедиться, что любая мысль Разума, связанная с Познанием чего-либо, берет свое начало от какого-то известного события. Потом в историческом поиске аналогий, выясняется сравнительная "старость" данного события. Далее происходит процесс обнаружения "новизны" каких-то его черт, а в конечном итоге эти "открытия" приводят к определению относительной Неизвестности исследуемого   явления. Поэтому можно предположить, что произвольный "вектор" Анализа или Синтеза всегда сопровождается рядом следующих временных качеств ИЗВЕСТНОГО - СТАРОГО - НОВОГО - НЕИЗВЕСТНОГО. Итак:

1. при ПОТРЕБЛЕНИИ: АНЛЗ (или СНТЗ) = { Пн - пН - Нб - нБ }.

Это означает что ход любого процесса следует по пути от некогда "Прошлых" событий для "настоящего" к "Настоящим" событиям недавнего "прошлого",  далее через "Настоящие" события ближайшего "будущего" к "Будущим" событиям "настоящего" момента данного процесса Познания. Здесь большими буквами отмечены слова, определяющие понятийную доминантность их смыслового применения; а малыми - означена смысловая рецессивность понятийных нагрузок этих же слов-определителей моментальности временного хода Исследований. (См. рис. 9)

2. при ПРОИЗВОДСТВЕ: АНЛЗ (или СНТЗ) = { пН - Пн - нБ - Нб }.

Это в свою очередь означает, что ход познавальческих процессов раскручивается от "Настоящих" событий далекого "прошлого" и роли "Прошлых" событий в "настоящем", в сторону перехода к близкому "Будущему" "настоящих" событий с дальнейшим выходом к действию "Настоящих" событий в перспективном "будущем".   (См. рис. 9)

     Остановимся на нижеследующем:

  Для произвольных вектор-процессов Анализа или Синтеза в созидаемом Рефлексе, соответственно ПОТРЕБЛЕНИЮ и ПРОИЗВЕДЕНИЮ любых Сведений и Знаний с позиций исследовательской деятельности людей имеется четыре характеристики целостно-временного подхода к осмыслению познающегося Объекта.

Back Home | 2.2.1  Познание | 2.2.2  Модели | 2.2.3  Сравнение | 2.2.5 Природа | 2.2.6  Космос | Back Top

 << НАЗАД

ПРИНЦИПИКА: © 1984 - 2015 гг., авторские права принадлежат  Геращенко А.Л. E-mail
При использовании любой части данной работы ссылка на сайт автора обязательна.

ВПЕРЕД >>