Принципиальная модель Познания Цивилизаций

2.2.2. ПОЗНАНИЕ - МОДЕЛИРОВАНИЕ - ЗНАНИЕ
или мудрые средства обучения Нашего Сознания.
  English Version

     В беспредельном Мире царящей Энтропии взаимодействующих Излучений вездесущего Движения имеется ДВА противоположных по результатам своей работы ПРОЦЕССА. ОНИ определены и означены человеческим Разумом в форме наиглобальнейших Понятий АНАЛИЗА и СИНТЕЗА. ЭТИ Категории ложатся в основу объяснения последствий бесчисленно-многократных и по-разному организованных Отражений, сопровождающих Эволюцию Материй Вселенского масштаба. Благодаря ИХ действиям многообразного расчленения и столь же разновариантного соединения, обязаны своим существованием все Тела Природы; от космических процессов формирования Галактик до любых видов организации Живого.
     Достаточно высокая степень организации наших "тел" позволила людям выявить и обобщив, создать понятия "Части" и "Целого", в которых сознательно фиксируются промежуточные состояния упорядоченности исследуемых процессов Природы.

ЦЕЛЫМ - обычно называют выбранный и установленный Организмом предел совокупного обобщения объективируемой Системы материальных взаимодействий. Это может быть и Тело, и Вещество, и Поле, а также и Их совместные образования. На философских "высотах" осмысления, понятие "Целого" почти вплотную подводит к реальному пониманию слова "Идеал".

ЧАСТЬЮ же, - считаются доступные для Организма пределы совокупного разобщения ранее определенной Целостности осваиваемых процессов какой-либо Системы материальных взаимодействий.

На основе ЭТИХ категорий сформируем фундаментальные определения процессов Анализа и Синтеза.

АНАЛИЗ - это разбиение определенного Целого на составные Части,
а СИНТЕЗ - наоборот, воссоединение определенных Частей в единое Целое.

     Из всего вышесказанного следует, что все Системы Природы имеют в основе Своего существования суммарный результат взаимодействия ДВУХ глобальных характеристик любого Движения, т.е. опираются на единство Работы процессов АНАЛИЗА и СИНТЕЗА. В исследовательских поисках Человеческого Разума ЭТИ категории науки фигурируют нижеследующей формой:

" АНАЛИЗ + СИНТЕЗ = МОДЕЛЬ!"
(См. рис.5)

     Понятия "Модель" и "моделирование" сравнительно молоды для любителей философии, но среди испытанных основ настоящей Науки завоевали и продолжают отвоевывать широкую признательность ученых мужей современности. Чем же объясняется Эта популярность? Дело в том, что сознательное использование теоретических и практических Моделей Объекта познания обусловлено Целостностью восприятия Его частей с непосредственным приближением к реальности процессов Оригинала. Таким образом, построенная интерпретация позволяет успешно применять результаты познавательской деятельности.
     Как Мы знаем, любой процесс в Природе имеет в своей основе принцип ОТРАЖЕНИЯ, а это означает, что исследование и Познание возможны лишь на базе поступательного Отражения. Оно, в свою очередь, опирается на мощные понятия "Причины" и "Следствия".

"ПРИЧИНА - это явление, действие которого вызывает, изменяет, приводит или ведет за собой другое явление. Последнее называется СЛЕДСТВИЕМ". / Ф.Э.С./

     Главное достоинство моделирования (имитации реальных и нереальных объектов) выражается в возможности осознанно проследить цепочки связей изучаемого Объекта, выявление последовательности которых будут ориентировать исследователя на прогрессивное Познание оригиналов.

Общеизвестный принцип философского развития причинно-следственных цепочек Познающегося сформулирован так: ОТ ЕДИНИЧНОГО К ОБЩЕМУ И ОСОБЕННОМУ. Описывается давно известными способами рассуждения, которые также являются и эффективными методами исследования, "Индукцией" /от лат. - наведение/ и "Дедукцией" /от лат. - выведение/.

ИНДУКЦИЯ - сознательное определение объясняемых Знаний методом перехода от Единичного к Общему, посредством Особенности первого. Это процесс преобладающе - синтезирующего обобщения или подведения к некоторой Целостности через воссоединение Ее более простых Частей.

ДЕДУКЦИЯ - сознательное определение объясняемых Знаний при помощи перехода от Общего к Особенному посредством выделения из Общеизвестного новой Единицы ранее неизвестного. Это процесс преобладающе анализирующего обобщения или представления некоторой Целостности через Ее разделение на более простые Части.

     Таким образом, ОНИ могут описывать циклическое совершенствование сознательно осмысливаемых Сведений о познающемся Объекте.

"ИНДУКЦИЯ + ДЕДУКЦИЯ = ОСОЗНАНИЕ МОДЕЛИ"
"ОСОЗНАНИЕ МОДЕЛИ   тождественно  образованию РЕФЛЕКСА ПОЗНАНИЯ".

     Подытожим вышесказанное.

При соотношении моделей и оригинала, Принцип Постепенного Отражения в Познании, должен осуществляться посредством совокупности Индуктивных и Дедуктивных подходов к Целостности исследуемых связей Анализа и Синтеза.

     В первой части данной работы мы уже говорили, что современная деятельность Человеческого Сознания опирается в основном на рефлексы Социального рода, причем в познавальческой работе Его мыслей преобладает Управленческий тип Памяти. Так как сейчас речь идет о процессах Познания, то сразу оговоримся, что все приводящиеся здесь рассуждения и умозаключения относятся к новому осмыслению известных Человечеству категорий философии. Именно на этой идее мы строим, и будем далее строить наше повествование.
     Итак, Управленческий тип памяти Человека имеет пятиступенчатую структуру организации Отражений, состоящую из представительств Моторного, Чувственного, Образного, Логического и Целевого типов памяти. Отражательная способность Этих представительств и будет определяет исследовательский ход процессов Познания. Каждой из Данных степеней соответствуют свои Модели, развивающиеся по пути совершенствования Аналогий /от греч. - соответствий, сходств/ познающегося Объекта. Этот путь нисходит от "Абстрагирования" к "Конкретизированию" Реальности рассматриваемых явлений Природы.

"АБСТРАГИРОВАНИЕ /от лат. - удаление, отвлечение/ - это процесс мысленного выделения одних и отвлечения от других Связей предмета осознания"./Ф.Э.С./

"КОНКРЕТИЗИРОВАНИЕ /от лат. - сгущение/ - процесс выделения предмета в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей". /Ф.Э.С./

     Такой подход к Познанию является осознанной частью ПРИНЦИПА ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ, сущность которого заключается в развитии Модели от качественно-определенной оценки реальных возможностей Нашего Организма к достижению удовлетворяющего уровня представлений об Энтропии заинтересовавших Явлений.

Эволюция моделируемых Аналогий от абстрагирования к конкретизированию проходит четырехступенчатый путь добычи Cведений:
1) Материального и Идеального характера;
2) Энергетического и Информационного порядка;
3) Физического и Химического устройства;
4) Биологического и Психологического действия. 
(См. рис.5 )

     Весьма интересно здесь то, что смысловая подоплека первых слов в перечисленных Парах несет преобладающе анализирующую направленность исследовательской деятельности, а использование смысла вторых - преобладающе синтезирующий подход к тем же явлениям объективируемой Системы. Также стоит отметить, что уровень Абстрагирования, получаемого от применяемых моделей, падает по мере увеличения порядкового номера описанной "лестницы". Это "падение" сопровождается попутным повышением Конкретности моделей изучаемых Процессов:

1) от реального ("чистого") абстрагирования к конкретному абстрагированию посредством применения преобладающе философских орудий Познания;
2) от конкретного абстрагирования к абстрактному конкретизированию при помощи математически-зафиксированного выражения энергетических и информационных соотношений в моделируемой Аналогии предмета Познания;
3) от абстрактного конкретизированию к реальному конкретизированию через физические и химические опыты с Аналогами моделируемых Процессов;
4) от реального конкретизирования к конкретной реальности внедрения биологической и психологической полезности полученных Сведений в практику Сознательной жизнедеятельности общества.

"АБСТРАГИРОВАНИЕ + КОНКРЕТИЗИРОВАНИЕ = РЕАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"
(См. рис.5)

     Все четыре стадии познания можно представить в виде "линз", через которые ведется наблюдение за Системой объективируемых Материй, причем последовательное суммирование "разрешающих способностей" этих "линз" позволяет постепенно наращивать и уточнять эффективность Сведений о природной Энтропии познающегося Движения.
     Понятие слова "Движение" - Абсолютно (от лат. - безусловно, неограниченно) по характеру заключенного в Нем смысла, т.е. Движение материй сопровождает всю необъятную многоликость Природных явлений и без Него невозможно существование Чего-либо или Кого-либо! Глобальное понятие "Памяти" несет в себе смысл, определяющий Способность фиксировать процессы Движения посредством эволюционно-освоеных организаций процессов Отражения. "Она" работает на принципе восприятия устойчивых состояний упорядоченного Движения произвольных Систем взаимодействия Тела и Среды. Весь путь познавальческого приближения к Истине сопровождается накоплением и совершенствованием Знаний, что осуществляется благодаря определению СТАТИЧЕСКИХ /от греч .- стоящих, неподвижных/ и ДИНАМИЧЕСКИХ /от лат. - силовых, двигающих/ характеристик объективируемых Явлений. Дадим определение ЭТИМ новым категориям через понятия слов "Качество" и "Количество". "Они" хоть и являются неотъемлемой частью ТРИЕДИНОГО ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ, но все же имеют "Свои" формулировки:

"КАЧЕСТВО - это нерасчлененная, целостная совокупность признаков и свойств Явления. ОНО выражает Его определенность во всем ее чувственно-конкретном своеобразии". /Ф.Э.С./

"КОЛИЧЕСТВО - это по преимуществу пространственно-временные свойства Явления, которые обнаруживаются лишь в его взаимоотношении с другими явлениями". /Ф.Э.С./

     Преимущественно количественное представление об Объекте Познания, посредством исследовательской деятельности методом преобладающего анализа, достаточно выразит СТАТИКА; а достижения преобладающе качественных Знаний, добываемых в основном методами синтеза, выразит ДИНАМИКА. Освоение Динамики и Статики познаваемых Систем можно определить и другими словами: первую (ДИНАМИКУ) - как создаваемую разумом Среду Познания имеющейся Энтропии объективируемых материй, связи которых рассматриваются исключительно в Движении; а вторую (СТАТИКУ) - как необходимо выделенную исследователем Условность, означающую ту, или иную категорию либо их совокупность, на закономерностях взаимодействия которых зиждется получение новых Сведений о познающемся Объекте или Явлении.

"СТАТИКА + ДИНАМИКА = НАУКА"

     Статический и Динамический методы исследований дают возможность полученным с Их помощью Данным называться Знаниями об упорядоченности и неоднородности Энтропии познающегося Явления. Сумма таковых Знаний, рождающаяся в силу обстоятельств продвижения Разумной мысли по причинно-следственному пути четырехступенчатой организации Познания, имеет достоинство Науки о природе заинтересовавшего Объекта.
     Где же таится Критерий /от греч. - средство для суждения/ достаточности Разумного Познания? В абсолютной относительности Знаний или в Их относительной абсолютности ? Для ясности осмысления второго вопроса уточним, что понятие "Абсолюта" во всех массовых Религиях планеты несет в Себе смысл, безусловно-совершенного Начала Бытия в форме "Бога". А понятие "Относительности" охватывает, еще более безграничный Смысл, который определяется кажущейся беспредельностью процессов Познания истинной Природы исследуемых Явлений.
С этой позиции и будем разворачивать ответы на первый вопрос.

"АБСОЛЮТНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ" Знаний об Объекте определяется тем, что в Природе все связано процессами Отражения, и следовательно, любые Сведения, полученные в ходе Познания какого-либо Явления все-таки не охватывают какой-то части реально сопровождающих Его Событий.

"ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АБСОЛЮТНОСТЬ" же, выражает то, что несмотря на глобальную обобщенность открытых Человеческим Разумом Законов Природы (типа Закона Всемирного тяготения, Сохранения Энергии и т.п.), Они бесспорно войдут составными "Частищами" в более Общую Беспредельность законов, которые будут открыты грядущими поколениями Землян (типа Триединого Закона Диалектики).

     Познание Энтропийности объективируемой Системы производится за счет выявления условно-идеализированных моделей Статики и Динамики исследуемых Движений. Совокупность полученных Знаний составляют определенную науку, имеют Свое построение, базирующееся на ПРИНЦИПАХ научной специализации Своего применения.

"ПРИНЦИП /от лат. - начало, основа/ - основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; внутренние убеждения человека, определяющие его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основы устройства или действия какого-либо прибора, машины, и т.п." /С.Э.С./

     "Принцип" любой Модели заключает в себе как Статическую, так и Динамическую стороны Знаний. При этом Статику довольно удачно представит Разумное осознание СТРУКТУРЫ исследуемого Объекта, а Динамику - сознательное осмысление Его ФУНКЦИЙ.

"СТРУКТУРА /от лат. - строение, расположение, порядок/ - совокупность устойчивых связей Объекта, обеспечивающих Его целостность и тождественность Самому Себе, т.е. сохранение свойств при различных внешних и внутренних изменениях". /C.Э.С./

"ФУНКЦИЯ /от лат.- исполнение, осуществление/ - деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо Объекта в данной Системе отношений."/C.Э.C./

    Понятие "ПРИНЦИПА", в самом "высоком" смысле Своего использования, определяет общественное и личное Мировоззрение людей! Именно по этому, "ЕГО" Структуры и Функции "мертвы" без творческого Назначения, которое придает Им развивающийся Разум Нашей Цивилизации. Из всего здесь изложенного можно сформулировать краткий вывод:

"СТРУКТУРА * НАЗНАЧЕНИЕ = СТАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"
"ФУНКЦИЯ * НАЗНАЧЕНИЕ = ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"
"(СТРУКТУРА + ФУНКЦИЯ) * НАЗНАЧЕНИЕ = ПРИНЦИП МОДЕЛИРОВАНИЯ"

     Отражательная Степень Принципиального Обобщения Сведений определяет уровень популярных Знаний о природе объективируемых Систем, ибо как говорили древние мудрецы:

"Знание некоторых Принципов легко возмещает Незнание некоторых Фактов!"
(К. Гельвеций)

Back Home  | 2.2.1  Познание | 2.2.3  Сравнение | 2.2.4  Истина  |  2.2.5 Природа | 2.2.6  Космос |  Back Top

 << НАЗАД

ПРИНЦИПИКА: © 1984 - 2015 гг., авторские права принадлежат  Геращенко А.Л. E-mail
При использовании любой части данной работы ссылка на сайт автора обязательна.

ВПЕРЕД >>